Изюмская С.В., учитель-логопед МОУ "Кормовищенская СОШ". Конспект логопедического занятия для 2-3 класса. Тема: Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Цель: актуализировать знания детей о способе обозначения мягкости согласных гласными 2-го ряда Задачи: - упражнять в дифференциации твёрдых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям; - развивать фонематические процессы; - упражнять в использовании на письме гласных 2-го ряда для передачи мягкости согласного звука; - содействовать воспитанию любви к родному языку. Оборудование:, карточки – символы для обозначения звуков, изображения волшебников страны слов Тима и Тома, перфокарты для выполнения письменных заданий, ЦОР «Мягкие – твердые» Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала: - На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные). - Посмотрите на поезд звуков, кто может объяснить, почему у одних вагончиков красные крыши, у других – синие, а у третьих – сине-зелёные? (Подвести детей к обобщению, что красным цветом обозначены гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные, сине-зелёным - звуки, которые могут быть и твердыми, и мягкими). - Произнесите твёрдо и мягко вот этот звук (показывает). Дети произносят : «П-ПЬ». (Анализ артикуляции звуков: С помощью чего мы произносим звуки П-ПЬ? Когда губы напрягаются сильнее?). Логопед просит назвать еще несколько звуков, различающихся по твердости-мягкости. Создание игровых условий для закрепления понятий «твёрдые» и «мягкие согласные» звуки и отработки действий различения этих звуков. Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим. Одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Том (Т), а первый звук в имени Тим? Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: Т, ТЬ.(отчетливо произносят пару звуков). Какой звук мягче: Т или ТЬ? ТЬ мягче и сам Тим такой же мягкий как первый звук его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест ТЬ – тефтели, но никогда не пьёт Т – томатный сок, не любит М – молоко, но с удовольствием ест МЬ – мёд, рисует только КЬ – кисточкой и никогда не берёт в руки К – карандаш. Брат Тима, Том, наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит Т – томатный сок, и не ест ТЬ – тянучки, носит П – пальто и никогда не надевает ПЬ – пиджак, не берет в руки МЬ – мяч, любит пускать М – мыльные пузыри. Как называются согласные звуки, которые любит Том? (твёрдые согласные). Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (мягкие согласные). - Давайте поиграем со звуками П-ПЬ. Покажите фишками как звучит звук П: твёрдо или мягко? Звуки: П, ПЬ, ПЬ, П, П, ПЬ; Слоги: ПЮ, ПЫ, ПЕ, АПЬ, АПЕ; Слова: попугай, петух, пила, письмо, липа, велосипед, лепить. 3. Объяснение нового материала: На доске написаны слова: папа, пятница, почта, перышко, пюре, отпуск, лепить, липы, пэр, лепестки, сыпь. Задание: Уберите слова, где звук П звучит твердо, поясните, какие буквы смягчают звук П в оставшихся словах, выпишите их на доску. ( На доске выписывают буквы: Я, Ё, Ю, И, Е и Ь). - Где находятся эти гласные: в1-м или 2-м ряду? - Сделайте вывод, какая работа у гласных 2-го ряда? (смягчать согласные). Действительно, работа у гласных 2-го ряда очень важная. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение слова.( сравниваются написание и значение слов мал-мял, лук-люк, мыл-мил, нос-нёс, вол-вёл). И это необходимо нам знать, чтобы сохранять русский язык, уважительно относиться к его законам. 4. Закрепление нового материала: - Какая буква показывает мягкость звука [п’]? Слоги для анализа: пю, пя, пе, пи, пё, пь? Логопед поясняет: в русском языке только эти согласные Я, Ё, Ю, И, Е и Ь могут смягчать согласные звуки. 5. Тренировочные упражнения для закрепления: 1). Выпишите только те слоги, в которых согласный звук звучит мягко. Слоги для анализа: мо, мё, лу, лю, пе, пэ, си, сы, да, дя. Дополните эти слоги до слов (устно). 2). Работа с перфокартами (вставить буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Е-Э, И-Ы в слова.): л-па, м-ч, л-сь, л-д, м-л, п-ла, с-р, м-ска. 3) Работа с предложениями: Вставить пропущенные буквы а-я: Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т к-шу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-та, у Вити кот-та. 4) Работа с ЦОР «Твердые – мягкие». 6. Итог занятия. - Какие гласные на письме обозначают мягкость согласных звуков? Использованная литература: И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г., стр. 125. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина, Книга для учителя. Москва «Просвещение», 1993 г.
|