Суббота, 04.05.2024, 14:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Использование ЦОР в начальной школе"

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ИКТ в логопедической работе [8]
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ЦНМО
  • МО учителей "Начальной школы №5"
  • Сайт Елены Кибардиной
  • Интерактивная приставка MIMIO
  • Сайт Ольги Михеевой
  • Лучшие сайты Рунета
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » ИКТ в логопедической работе

    Изюмская С.В. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.
    [ Скачать с сервера (3.95 Mb) ] 31.03.2010, 08:48
    Изюмская С.В., учитель-логопед МОУ "Кормовищенская СОШ".

    Конспект логопедического занятия для 2-3 класса.

    Тема: Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.
    Цель: актуализировать знания детей о способе обозначения мягкости согласных гласными 2-го ряда
    Задачи:
    - упражнять в дифференциации твёрдых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям;
    - развивать фонематические процессы;
    - упражнять в использовании на письме гласных 2-го ряда для передачи мягкости согласного звука;
    - содействовать воспитанию любви к родному языку.

    Оборудование:, карточки – символы для обозначения звуков, изображения волшебников страны слов Тима и Тома, перфокарты для выполнения письменных заданий, ЦОР «Мягкие – твердые»

    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    2. Повторение пройденного материала:
    - На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные).
    - Посмотрите на поезд звуков, кто может объяснить, почему у одних вагончиков красные крыши, у других – синие, а у третьих – сине-зелёные? (Подвести детей к обобщению, что красным цветом обозначены гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные, сине-зелёным - звуки, которые могут быть и твердыми, и мягкими).
    - Произнесите твёрдо и мягко вот этот звук (показывает). Дети произносят : «П-ПЬ». (Анализ артикуляции звуков: С помощью чего мы произносим звуки П-ПЬ? Когда губы напрягаются сильнее?). Логопед просит назвать еще несколько звуков, различающихся по твердости-мягкости.
    Создание игровых условий для закрепления понятий «твёрдые» и «мягкие согласные» звуки и отработки действий различения этих звуков.
    Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим. Одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Том (Т), а первый звук в имени Тим? Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: Т, ТЬ.(отчетливо произносят пару звуков). Какой звук мягче: Т или ТЬ? ТЬ мягче и сам Тим такой же мягкий как первый звук его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест ТЬ – тефтели, но никогда не пьёт Т – томатный сок, не любит М – молоко, но с удовольствием ест МЬ – мёд, рисует только КЬ – кисточкой и никогда не берёт в руки К – карандаш.
    Брат Тима, Том, наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит Т – томатный сок, и не ест ТЬ – тянучки, носит П – пальто и никогда не надевает ПЬ – пиджак, не берет в руки МЬ – мяч, любит пускать М – мыльные пузыри.
    Как называются согласные звуки, которые любит Том? (твёрдые согласные). Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (мягкие согласные).

    - Давайте поиграем со звуками П-ПЬ. Покажите фишками как звучит звук П: твёрдо или мягко?
    Звуки: П, ПЬ, ПЬ, П, П, ПЬ;
    Слоги: ПЮ, ПЫ, ПЕ, АПЬ, АПЕ;
    Слова: попугай, петух, пила, письмо, липа, велосипед, лепить.

    3. Объяснение нового материала:
    На доске написаны слова: папа, пятница, почта, перышко, пюре, отпуск, лепить, липы, пэр, лепестки, сыпь.
    Задание: Уберите слова, где звук П звучит твердо, поясните, какие буквы смягчают звук П в оставшихся словах, выпишите их на доску. ( На доске выписывают буквы: Я, Ё, Ю, И, Е и Ь).
    - Где находятся эти гласные: в1-м или 2-м ряду?
    - Сделайте вывод, какая работа у гласных 2-го ряда? (смягчать согласные). Действительно, работа у гласных 2-го ряда очень важная. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение слова.( сравниваются написание и значение слов мал-мял, лук-люк, мыл-мил, нос-нёс, вол-вёл). И это необходимо нам знать, чтобы сохранять русский язык, уважительно относиться к его законам.

    4. Закрепление нового материала:
    - Какая буква показывает мягкость звука [п’]?
    Слоги для анализа: пю, пя, пе, пи, пё, пь?
    Логопед поясняет: в русском языке только эти согласные Я, Ё, Ю, И, Е и Ь могут смягчать согласные звуки.

    5. Тренировочные упражнения для закрепления:
    1). Выпишите только те слоги, в которых согласный звук звучит мягко. Слоги для анализа: мо, мё, лу, лю, пе, пэ, си, сы, да, дя.
    Дополните эти слоги до слов (устно).
    2). Работа с перфокартами (вставить буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Е-Э, И-Ы в слова.): л-па, м-ч,
    л-сь, л-д, м-л, п-ла, с-р, м-ска.
    3) Работа с предложениями:
    Вставить пропущенные буквы а-я: Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т к-шу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-та, у Вити кот-та.
    4) Работа с ЦОР «Твердые – мягкие».

    6. Итог занятия.
    - Какие гласные на письме обозначают мягкость согласных звуков?

    Использованная литература:
    И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г., стр. 125.
    Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина, Книга для учителя. Москва «Просвещение», 1993 г.

    Категория: ИКТ в логопедической работе | Добавил: логопед3946
    Просмотров: 12051 | Загрузок: 502 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 3
    3 Boorodiurge  
    0
    Интересная тема

    2 Obuv  
    0
    Интересно было почитать. Спасибо.

    1 vipgod  
    0
    Отлинчая статья, мне нравиится, достойно.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]