Автор: Котельникова Ольга Борисовна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение: МОУ «НОШ №5» Предмет: русский язык Тема: Зрительные диктанты Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint
Справка Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко) В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Зрительная память помогает ребёнку писать более грамотно, задумываясь при этом над правописанием слов. Как проводить зрительные диктанты? На слайде 6 предложений одного из наборов. При показе предложения детям даётся определённое время для того, чтобы прочитать его про себя и постараться запомнить. По истечении времени (оно указано в презентации на слайде 2) учитель скрывает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, можно посмотреть у соседа. Затем пишут второе предложение, третье и так все шесть. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить предложение, на следующий день работу с данным набором повторяют. И так до тех пор, пока все дети не будут писать предложения самостоятельно. Только после этого можно переходить к другому набору предложений. В среднем, на каждый набор уходит по три дня. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
|